Олонецкое рекрутское депо и подготовка рекрутов
(к 210-летию победы в Отечественной войне 1812 года)
Рекрутские депо появились в России в 1808 г. Военное министерство Российской империи создавало их для первичной военной подготовки рекрутов, что было важно для пополнения российской армии подготовленными воинами к сражениям против наполеоновских войск. Из приказа военного министра графа А.А.Аракчеева: «...предмет учреждения запасных рекрутских депо есть польза государства и армии и имеет единственной целью сбережение людей и комплектование полков не необразованными рекрутами, а молодыми солдатами». Уже к середине 1812 г. все рекрутские депо были ликвидированы, личный состав передан в действующую армию.
Олонецкие рекруты также проходили подготовку и впоследствии участвовали во многих сражениях Отечественной войны 1812 г. В Национальном архиве Республики Карелия сохранились документы об Олонецком рекрутском депо. В фонде Олонецкой палаты уголовного суда имеются копии договоров государственных крестьян Олонецкого уезда с олонецким мещанином Тимофеем Каноевым и олонецкого мещанина Василия Карпова с Олонецкой городской думой о поставке прутьев для строительства шалашей и о предоставлении помещения для больных солдат Олонецкого рекрутского депо. В договорах были определены условия их исполнения, сроки действия, а также действия сторон, в случае не исполнения условий договора.
Эти архивные документы свидетельствуют об условиях, в которых олонецкие рекруты проходили подготовку (жили они в шалашах из соломы, жердей и прутьев), о высокой заболеваемости призванных на военную службу вчерашних крестьян.
Командир рекрутского депо — майор Дмитрий Федорович Сверчков также участвовал в Отечественной войне 1812 г., в сражении под Бородино был ранен. По окончанию наполеоновских войн Сверчков продолжил службу в армии, вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта. Портрет Д.Ф.Сверчкова хранится в Государственном историческом музее.
* * *
1810 года февраля 17-го дня мы, нижеподписавшиеся Олонецкого уезда Судалицкого старощения Юргильского погоста разной деревни государственные крестьяне Иван Филиппов, Павел Петров, Степан Васильев и Савелий Тихонов дали сей договор здешнему мещанину Тимофею Семенову Каноеву. Вследственность заключенному с ним в Олонецкой городовой думе договору в том, чтобы вырубить в показанном от форшмейстера места и выставить нам, крестьянам Филиппову, Петрову и Васильеву и Тихонову своими рабочими людьми самой лучшей доброты следующего для Олонецкого рекрутского депо на поправление и поправку новых шалашей прутняку мелкого 50 сажен кубической меры неотменно сего года апреля в последних или в мае месяцах в первых числах, и вывести на своем коште куда приказано будет. От командира упомянутого депо господина майора Дмитрия Федоровича Сверчкова да издать нам помимо его, Каноева, ему ж майору ведомство, с распиской сполна, которую и доставить в полном количестве мне, за что и рядились мы плиты получить от него, Каноева за каждую сажень по 48 руб. 90 коп. итого, 245 руб. из которых получить от него, Каноева нам вообще ныне при заключении сего наперед с распиской на сем сто рублей, а доставление по поставке сего помянутого количества и по окончании сего подряда, равно и подаче реченному майору Сверчкову под ведомство и по представлении ко мне за оной расписок во уверении чего представляем при сем поручателей по себе и которые на сем и подписавшись, а если означенного количества выставить во означенное выше сего месяцах и числах не может, то волен он, Каноев, насчет наш сколь следует, в какое бы ни было передачей из доверенной суммы заготовить, каковую передачу, мы подписываемся, подпись на сем ручатели не разделяя по долям и то в лицах и в состоянии будет находится, владеть без всяких отговорок обязуемся для чего сей договор содержать между нами свято и нерушимо. Да и где следует явить его Каноеву мы верим, спорить и прекословить в том не будем, в чем и подписуемся, к сему договору вместо государственных крестьян Павла Петрова, Ивана Филиппова, Савелья Тихонова по их общему прошению за неумением грамоте и за себя таковой же крестьянин Степан Васильев руку приложил. Подлинный договор обратно получил мещанин Тимофей Каноев, а вместо его за неимением грамоте крестьянин Степан Васильев расписался.
* * *
1810 года марта 1 дня в Олонецкой городской думе заключен сей договор олонецкого мещанина Василия Карпова в том, чтобы в сходственных требований квартирной комиссии содержит в собственном своем доме, состоящем в городе Олонце, в 3-ем квартале близ лазарета Солдатской слободе, купленном у санкт-петербургской мещанской вдовы Марьи Матфеевой Серебряковой во всех состоящих верхнем этаже покоях с первого сего месяца и года на первое ж число будущего марта 1811 года Олонецкого запасного рекрутского депо военнослужителей сколько поместиться может больных людей, за что и рядил во весь год платы получить от городской думы всего 200 рублей, с тем, чтобы мне во весь тот год постою, кроме вышереченных больных никакого более не иметь, а также иметь мне на собственном своем коште и страхе, если какие места повреждены будут, вовремя постою во оных покоях, как то печи и прочее к тому следующую всю починку и поправку, не требуя уже на то ни отколь особой суммы денег не получать мне, по прошествии каждой трети года сколько по расчислении следовать будет с роспиской однако ж и то с таким условием, что если паче чаяния по нашему или особенному начальническому повелению потребуется вся оная команда, куда-нибудь от города Олонца походе прежде вышеозначенного срока и чрез то останутся оные в пути, то зато сколько времени оные без постою продолжаться будет, денег мне за то не требовать да и оная дума дать обязана не будет, а должна только по то число, до которого команда квартировать будет сколько по расчислению следует деньги выдать, для чего сей договор содержать нам с обоих сторон до означенного времени свято и непоколебно с которого и получить мне за подписанием оной думы члена для надлежащего со обоих сторон исполнения копию, в чем и подписуюсь к сему договору олонецкий мещанин Василей Карпов руку приложил, подлинный договор обратно получил мещанин Карпов.
Иллюстрации
1-2. Договор государственных крестьян Олонецкого уезда с олонецким мещанином Тимофеем Каноевым о поставке прутьев для строительства шалашей для Олонецкого рекрутского депо. 17 февраля 1810 г.
3-4. Договор олонецкого мещанина Василия Карпова с Олонецкой городской думой о предоставлении помещения для больных солдат Олонецкого рекрутского депо. 1 марта 1810 г.
5. Квитанция олонецкому мещанину Евдокиму Васильеву о поставке им сальных свеч для Олонецкого рекрутского депо за подписью майора Сверчкова. 10 апреля 1811 г.
6. Портрет Дмитрия Федоровича Сверчкова.